Братья и сестры, с совершением первой божественной литургии в воздвигающемся Храме в Честь Всех Святых. Так совпало, что готовность храма для свершения в нем этого богослужения подошла действительно к той стадии, когда мы даже без наличия окон, без наличия какого-то отопления могли бы совершить эту литургию, и она попадает по дате на престольный праздник этого храма. Дата эта подвижна, дата эта зависит от Пасхалий, потому что через неделю после праздника Святой Пятидесятницы церковь всегда отмечает День памяти всех Святых от века благоугодивших. Соответственно с этим и престольный праздник храма тоже будет плавающей датой календаря, зависящей от Пасхалий.
Но сегодня совершается первая Божественная литургия. Почему это так значимо, друзья мои? Есть у церкви уверенность в том, что даже если в храме совершена хотя бы одна Божественная литургия, то ангел Божий, ангел-хранитель этого храма, незыблемо и невидимо предстоит на месте сем, вплоть до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
Поэтому для кого-то, для человека неверующего, для человека неглубоко чувствующего мистическую сакральную реальность, может быть, это сегодняшнее богослужение не является чем-то значимым. Но для человека, который пытается прозирать духовными очами сквозь завесу плотского мировосприятия и глядеть немного глубже и дальше, для него это событие очень знаковое: сейчас с нами здесь невидимо предстоит ангел-хранитель этого храма, который с места сего не сойдет до второго пришествия Христа.
Можем ли мы назвать такое событие проходным моментом? Конечно же, нет. Это очень важно и очень значимо.
Мне хотелось бы сказать еще несколько слов о наречении храма в честь всех святых. Все святые – это по большому счету, дорогие мои, это мы с вами. Ибо признаны мы от Бога все именно к святости, потому что в святости человек получает блаженство, потому что в святости человек получает ощущение счастья, того самого, которого столь многим из нас в жизни порой не хватает.
Но вот какие-то из нас тоже святые, но кто-то спотыкается на этом пути, кто-то еще не пришел в полную меру своей святости, кто-то стремится к этому, ходит для этого в храм, молится, старается делать добрые дела, старается поступать по совести, старается жить в ладах с Богом, с людьми, с самим собой. Все это маленькие шаги к нашей святости. Кто-то уже перешел границу земного бытия, телом лежит на погосте, который недалеко от нас находится и с которыми неразрывно связно то дело, которому посвящает себя Евгений Анатольевич Могулевцев. Кто-то костьми лежит на этом погосте, а духом пребывает в сонме всех Святых ответа Богу благоугодивших.
Мы многих святых не знаем, церковь прославила только тех, которые как яркие звезды видны на небосводе. Вы же знаете, наверное, что человеческое око все звездное небо не в состоянии охватить. Я где-то прочитал, что человек в состоянии увидеть что-то около 60 тысяч с чем-то звезд, пользуясь, может быть, даже какими-то оптическими приборами, а дальше – бесконечность, дальше бездонная чаша космоса. Ты не увидишь всех звезд, твое восприятие ограниченное не позволит тебе сделать всего. Вот точно такая же история со святыми: каких-то мы видим, какие-то для нас сокрытые, неизведанные, но тем не менее я верю, что этот сонм бесчислен и многие из этих святых, может быть, предстоят сейчас с нами в этом храме. Мы думаем, что это обычные люди, такие же, как и мы, а они, может быть, будут и являются уже сейчас вящими, большими, значимыми молитвенниками за свою душу, за своих близких, за всю землю русскую, за весь земной шар. Как молился об этом преподобный Силуан Афонский, он говорил так: «Молю тебя, все благие Господи, да познают тебя духом святым все народы земли». Ощущая сам это блаженство, ощущая сам это счастье быть с Богом, он, конечно, хотел этим счастьем поделиться с людьми и об этом были его молитвы. И об этом должны быть наши молитвы, мы должны быть носителями этого счастья, чтобы было чем делиться с другими. Здесь мы задаем сами себе честный, откровенный вопрос: а я являюсь носителем этого счастья, я счастлив, мне есть чем поделиться с другими? Если ответ порой нас не тешит, если честный ответ, что мы ощущаем себя несчастным, – и значит впереди у нас время работы над собой с Божьей помощью. А Господь молитвами святых обязательно нам поможет, если будем честно идти по этому пути, честно и до конца, граница этого пути – это кончина бытия. Но за этим концом нас ожидает, по вере Церкви, новое начало, новая жизнь, духовная жизнь. Мы о ней не можем рассуждать, потому что человек скажет: разве ты там был, ты вернулся, ты рассказываешь о том, что ты зрел своими очами? Нет, мы видим это гадательно, якоже зерцало, как через мутное стекло, выражаясь словами апостола Павла, но все-таки мы стараемся подготовить себя к переходу в вечность.
Есть люди, которые всю жизнь стоят рядом с теми, кто уходит в эту вечность. Евгений Анатольевич, пожалуйста, подойдите.
Вот вы с 15 лет уже занимаетесь тем, что провожаете людей в последний путь, это очень сакрально, очень духовное занятие, потому что здесь очень тонкая грань открывается между мирами. Какие самые сакральные моменты в жизни человека? Это его появление на свет, когда тоже открывается некая дверь и человек входит в этот мир. Еще сакральным моментом является брак, соитие двух людей, вследствие которого рождается новый человек, появляется новая жизнь. Человек в этом случае сотворцом является с Богом, и, конечно же, очень мистическим, очень таинственным и порой даже, чего уж греха таить, пугающим нас моментом является момент, когда заканчивается время пребывания нашего на земле и мы должны отойти в путь всея земли. Тело наше сеется, как семя в землю, а душа наша восходит к Богу. И очень важно –люди с древности это поняли – сопроводить человеческое тело, как храм человеческой души, и самую душу в этот последний путь, окутать ее любовью, окутать ее молитвами. Наверное, и к этому благому делу, как любому другому, можно относиться по-разному. Но вижу в Вас, Евгений Анатольевич, человека, который к этому делу относится по совести, который вкладывает в это душу, для которого это дело стало, наверное, делом всей жизни, без преувеличения можно сказать. Мне, конечно, отрадно что Вы воспринимаете это не просто как дело или, как говорят на западе, как бизнес (такое сухое и мертвящее слово, только мертвящее уже и в духовном плане, когда человек чем-то занимается, а в глазах у него одни нули, он считает одни барыши), но Вы стараетесь, чтобы действительно по кирпичику, как в этом храме, на кирпичиках которого написаны имена тех, кто отпевался здесь, в ЕвроСервисе, кто здесь проводы в последний путь ощутил, вот эти кирпичики составляют этот храм, наверное, и молитвы о тех, кого Вы проводили с Вашими сотрудниками, с Вашими близким, кто здесь трудится с Вами. Вот эти вот молитвы тоже, как кирпичики, составляют не только уже дело, которое сейчас под эгидой ЕвроСервиса мы знаем, но, наверное, всю жизнь. Евгений, я думаю ты согласишься со мной, что это действительно так. Поэтому молитва в этом храме для меня это тоже такой знаковый момент, я уже сейчас личным делюсь с тобой, потому что три с половиной года назад мы собрались здесь, на этом месте, с близкими людьми совершили тогда еще пред крестом, который сейчас прислонен к западной стене храма, совершили молебен, просили Господа чтобы он дал сил, и крепости, и возможности воздвигнуть на месте сем храм.
У тебя тоже были эти непростые три с половиной года. Господь разные испытания готовит тебе, но жизнь – это сложная штука, говоря языком банальностей. Главное, какими мы выходим из этих испытаний, что дает нам этот урок: нас это ломает, или нас это одухотворяет, или нам это показывает какие-то наши немощи, показывает то, над чем надо нам еще работать. Потому что мы строим храм – вот эти видимые стены. Но мы строим храм, которым являемся мы сами. Это тоже какие-то дела, которые идут параллельно с любым строительством, потому что, если будем воздвигать внешне, но не будем заботиться о построении внутреннего, тогда это будет неполнота духовной работы. Я хочу поблагодарить тебя, дорогой брат Евгений, за твои труды, поблагодарить всех, кто трудится рядом с тобой: близких, кто неустанно в каждую минуту готов тебя поддержать. Мы тебя хвалим, но мы знаем, что один в поле не воин. Без тех людей, которые всегда тебя здесь поддерживают, тоже было бы невозможно сотворить сие, поэтому наша благодарность – она распространяется и на тебя, и на всех, кто трудится рядом с тобой. А вообще, когда мы хотим пойти прямо по духовному пути, мы говорим слова Священного Писания: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу», – вот это самый правильный духовный подход, потому что сотворить храм без благословения Божия, без того, чтобы Господь на сие милости не призрел, тоже невозможно. Сколь свят был пророк Давид (мы его молитвы читаем каждый день в храме за богослужением и утром и вечером), был благочестив, но Господь сказал ему: ты храм на горе Марио не построишь, это сделает только твой сын Соломон. Значит, не каждому Бог дает эту честь. Это тоже надо понимать, и надо, конечно, это ценить.
Давайте будем молиться в этом храме всем святым. Особым, сугубым образом будем молиться, конечно же, об упокоении наших близких и дальних, знаемых и незнаемых, ведомых и безвестных, потому что изначально при строительстве этого храма духовный акцент делался на том, что в этом храме будет совершаться сугубо поминовение усопших, но тем не менее это не исключает и того, что мы, зайдя в этот храм, под эти своды, вознесем молитвы и о здравии. Помолимся о ныне пребывающих здесь, рядом с нами живущих, попросим и для себя милости Божией. То есть храм кладбищенский – это храм не только для усопших, но и для живых, тем более что, как сам Господь говорит: «я вообще не Бог мертвых, я Бог живых». Мне хочется, чтобы Господь давал всем присутствующим в этом храме за этим праздничным богослужением Жизни с большой буквы, Жизни и Здравия с избытком.
Спасибо, Господи, за совместную молитву!